Середа
08.05.2024
02:38
Форма входу
Категорії розділу
Розробки уроків [6]
Нормативні документи [0]
Позакласні заходи [1]
Статті [6]
Пошук
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 8
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
МО вчителів художньо-естетичного циклу
Головна » Статті » Статті

Проектная работа на уроках трудового обучения

Проект – творческое задание интеллектуально-практического характера,  выполняется учащимися в каждом классе, начиная со второго, в соответствии с программой школьного курса "Технология".

1.      Цели и задачи

Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

2.      Тематика

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При выборе темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества. Проект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

1.            Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению: учебно-наглядных пособий; инструментов, приспособлений для работы в учебной мастерской и на садовом участке; предметов домашнего обихода; декоративно-прикладных изделий; игрушек для малышей и т.п.

2.            Разработка и модернизация технологий для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, использования вторичных ресурсов и т.д. с обязательной апробацией результатов.

3.            Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

3.      Основные требования к выполнению проекта

Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

В процессе выполнения проектов рекомендуется применять ПЭВМ.

Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения в соответствии с требованиями программы курса "Технология".

4.      Деятельность учащихся при выполнении проектов

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Организационно-подготовительный этап

1.    Поиск проблемы.

2.    Выбор и обоснование проекта.

3.    Анализ предстоящей деятельности.

4.    Выбор оптимального варианта конструкции.

5.    Подбор материала.

6.    Планирование технологического процесса.

7.    Разработка конструкторско-технологической документации.

8.    Организация рабочего места.

Технологический этап

1.    Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом.

2.    Самоконтроль своей деятельности.

3.    Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.

Заключительный этап

1.    Корректирование конструкторско-технологической документации.

2.    Экономическое обоснование.

3.    Мини-маркетинговые исследования.

4.    Контроль и испытание изделия.

5.    Подведение итогов.

6.    Защита проекта.

К защите должны быть представлены пояснительная записка, изделие и зачетный лист. Защита проекта проходит по всем этапам в виде доклада перед всеми учащимися.

5.      Руководство проектом

Руководство выполнением учащимися проектов осуществляет учитель технологии, призванный обеспечить рациональный характер их деятельности и успешное ее завершение.

6.      Подведение итогов работы по проекту

Учитель технологии оценивает работу учащихся на каждом занятии, выставляя текущие оценки и итоговую среднеарифметическую текущую оценку в зачетный лист.

Общая оценка работы по проекту является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

 Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, внедряются или рекомендуются для внедрения, выставляются на выставку детского творчества в школе, продаются на школьных ярмарках и т.п.

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ

5 класс

1.    Приспособление для снятия изоляции с монтажных поводов.

2.    Пинцет для радиомонтажа.

3.    Пустые флаконы - в дело (воронка, мыльница, кронштейн для инструмента).

4.    Приспособление для удержания шлифовальной шкурки.

5.    Приспособление для нахождения центра на торце цилиндрической детали.

6.    Подставка для карандашей, бумаги, кисточек и т.п.

7.    Лопаточка для кухни.

8.    Разделочная доска.

9.    Подставка под горячее из древесины.

10.Подставка для хранения сверл.

11.Ящик для комнатных цветов.

12.Кормушка для птиц.

13.Флюгер.

14.Указка.

15.Игрушки из древесины, проволоки, жести.

16.Декоративные подсвечники из жести.

6 класс

1.    Брелок для ключей – открывалка для бутылок.

2.    Сувенир-прибор для хранения швейных принадлежностей.

3.    Укладка для хранения разметочного инструмента.

4.    Укладка для хранения слесарных инструментов.

5.    Планшет для выполнения чертежных работ на верстаке.

6.    Приспособление для снятия плодов  с высокорастущих деревьев.

7.    Приспособление для гибки шарнирных петель.

8.    Детская лопата для уборки снега.

9.    Киянка.

10.Универсальный садовый рыхлитель.

11.Струбцина для склеивания под углом деревянных изделий.

12.Подсвечник, вешалка с использованием проволоки (полосы).

13.Кисть для покраски.

14.Малярный валик.

15.Мастерок строительный, шпатель.

16.Подставка (планшет) для рисования.

17.Скворечник.

18.Подставка под горячее из металла.

7 класс

1.    Декоративный подсвечник для свечей.

2.    Приспособление для крепления цилиндрических заготовок в тисках.

3.    Лопата для уборки снега.

4.    Носилки.

5.    Приспособление для изготовления заклепок из мягких металлов.

6.    Кондуктор для сверления отверстий в цилиндрических деталях.

7.    Дверная ручка.

8.    Полка для книг.

9.    Подставка для яйца.

10.Солонка.

11.Кашпо.

12.Быстродействующие зажимы, струбцины.

13.Школьные стамеска, долота.

8 класс

1.    Сменная  рукоятка для надфилей.

2.    Декоративная разделочная доска.

3.    Хлебница.

4.    Школьный рубанок.

5.    Полка для телефона с декоративной резьбой.

6.    Устройство для разбрызгивания воды на приусадебном участке.

7.    Складной садовый стульчик.

8.    Абажур, декоративный светильник.

9.    Подставки-ножны для кухонных ножей.

10.Подставки, тумбочки для цветов.

11.Приспособление для зажима и удержания плоских деталей при сверлении.

12.Чертилка со вставными иглами.

13.Модель электрического звонка.

9 класс

1.    Приспособление для заточки столярного инструмента.

2.    Стульчик (ящик) для рыболова на зимней рыбалке.

3.    Пуфик.

4.    Табуретка.

5.    Приспособление для гибки труб.

6.    Детский стульчик.

7.    Столик журнальный, детский.

8.    Декоративная шкатулка.

9.    Воротки для метчиков и плашек.

10.Приспособление для накатки.

11.Циркульный резец.

12.Блок питания.

13.Переключатель елочных гирлянд.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ

 (примеры)

Себестоимость изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.

Затраты на материалы

Расчет затрат на заготовку из листовой стали  размерами 2´200´300 мм:

Перед вычислением нужно перевести все единицы измерения в систему СИ (стандартные измерения):

2 мм=0,002 м;  200 мм=0,2 м;  300 мм=0,3 м;  1 т=1000 кг.

Стоимость заготовки равна ее величине, умноженной на цену. В данном случае масса (m), выраженная в т, умножается на цену (ц) материала за 1 т. Масса m любого вещества вычисляется умножением объема V на плотность вещества (ρ) – массу единицы объема. Плотность стали – стандартная величина, равная 7600 кг/м3.

Объем: V=а ´b´c= 0,2 ´ 0,3 ´ 0,002 =0,00012 м3.

Масса заготовки: m=V´ ρ=0,00012 ´ 7600=0,912 кг= 0,000912 т.

Условная цена 1 т листовой стали: ц =5000 гривен.

Стоимость заготовки: С=m´ц = 0,000912 ´ 5000=4,56гривен=4гривен 56коп.

Расчет затрат на заготовку из древесины  размерами 25´105´220 мм:

Объем: V= а ´b´c = 0,025 ´ 0,105 ´ 0,22 =0,0005775 м3.

Условная цена 1 куб.м. древесины: ц =500 гривен.

Стоимость заготовки: С=V´ ц =0,0005775 ´ 500=0,288 руб=29 коп.

Расчет затрат на гвозди(4 шт):

Вес 1 гвоздя: m=2 г=0,002 кг.

Условная цена 1 кг гвоздей: ц =30 гривен.

Стоимость 4 гвоздей: С=m´ц =4 ´ 0,002 ´ 30=0,24 гривен=24 коп.

Расчет затрат на лак(20 г):

Вес 20 г лака: m=20 г=0,02 кг.

Условная цена 1 кг лака: ц =40 гривен.

Стоимость 20 г лака: С=m´ц =0,02 ´ 40=0,8 гривен=80 коп.

Затраты на электроэнергию

Количество потребляемой электроэнергии (А) выражается в киловатт-часах.  1 кВт·ч электроэнергии условно стоит 0,36гривен. Поэтому для определения стоимости электроэнергии (С) необходимую цену за 1 кВт·ч умножить на мощность (W) электроприбора, выраженную в киловаттах, и на время работы (t) этого электроприбора в часах.

Определения стоимости затрат на электроэнергию (С) при работе на токарном станке мощностью 1,5 кВт в течение 1 ч 15 мин:

t=1 ч 15 мин=1 ч + 15/60 ч=1 ч + 0,25 ч=1,25 ч.

А(ст)=W´t=1,5 кВт ´ 1,25 ч=1,875 кВт×ч.

ц =0,36гривен.

С(ст)=А(ст)´ц =1,875 ´ 0,36=0,68 гривен=68 коп.

Определения стоимости затрат на местное освещение (лампочка мощностью 100 Вт):

А(л)=W´t=0,1 кВт ´ 1,25 ч=0,125 кВт·ч.

С(л) =А(л) ´ц =0,125 ´ 0,36=0,04 гривен=4 коп.

Определения стоимости затрат на общее освещение(20 лампочек мощностью 100 Вт):

W=20 шт ´ 100 Вт=2000 Вт или 2 кВт.

А(л)=W´t=2 кВт ´ 1,25 ч=2,5 кВт·ч.

С(л)=А(л) ´ц =2,5 ´ 0,36=0,9 гривен=90 коп.

Если в мастерской одновременно работают 9 учащихся, то эти затраты разделятся на каждого, что составит: 90 : 9=10 коп.

Для получения общих затрат на электроэнергию надо сложить полученные величины:

С=С(ст) + С(л) + С(л) =68 + 4 + 10=82 коп.

Затраты на повременную оплату труда

При повременной оплатетруда деньги выплачиваются за проработанное время. При этом виде оплаты труда за 1 ч работы выплачивается определенная сумма k (например, 1 ч работы столяра 1 разряда стоит 2гривна). Тогда стоимость труда С подсчитывается как время, затраченное на изготовление изделия (например,   t =1,25 ч), умноженное на установленную оплату 1 ч (k).

С=tх k=1,25 ч ´ 2 гривен=2,5 руб=2 гривен50 коп.

При оплате труда необходимо учесть и время, затраченное на проектирование и конструирование изделия, составление технической документации и рекламного проспекта изделия.

План выступления на защите

1.    Цель проекта:

а) аргументирование выбора темы.

б) обоснование потребности.

2.    Решаемые задачи:

конструктивные:

а) соответствие конструкции назначению изделия;

б) прочность и надежность изделия;

в) вес, распределение массы;

г) удобство использования;

технологические:

а) расход материалов, их дефицитность и долговечность;

б) стандартность технологии, необходимое оборудование;

в) сложность и объем выполняемых работ.

экологические:

а) не загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства.

эстетические:

а) оригинальность формы;

б) декоративность;

в) цветовое решение.

экономические и  маркетинговые:

а) возможность массового производства и реализации;

б) себестоимость изделия.

3.    Краткая историческая справка по теме проекта:

а) время возникновения изделия;

б) конструкции изделия в прошлом и в настоящее время;

в) применяемые материалы.

4.    Ход выполнения проекта:

а) использованная литература;

б) конструкторско-технологическое решение поставленных задач;

в) решение проблем, возникших в ходе практической работы.

5.    Экономическая целесообразность изготовления изделия исходя из анализа:

а) рыночной цены аналогичного изделия;

б) расчетной себестоимости изделия;

в) реальных  денежных затрат.

6.    Выводы по теме проекта:

а) достижение поставленной цели;

б) результаты решения поставленных задач;

в) анализ испытания изделия;

г) возможная модернизация изделия.

7.    Собственная оценка работы над проектом.

Критерии оценивания результатов проектирования

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работыучитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии творческого проекта, учитывающие оценку изделия и пояснительную записку, следующие:

Оценка "отлично"выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало.

Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других предметах.

"Хорошо" – пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" – пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

О дате защиты проектов сообщается заранее.

К защите каждый ученик представляет пояснительную записку и изделие, учитель – зачетный лист с текущими оценками учащихся.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием ЭВМ на одной стороне листа бумаги формата 210 ´ 297 мм. Она обязательно должна включать разделы: "Обоснование темы проекта", "Конструкция изделия", "Технология изготовления", "Экономическое обоснование проекта", "Используемая литература". По решению педагога дополнительно могут быть внесены разделы: "Техническое описание", "Рекламный проспект" и др.

На титульном листе пояснительной записки подписывается название проекта, фамилия учащегося и учителя, школа, класс и год выполнения работы. На первом листе записываются названия разделов с указанием номеров страниц. Страницы должны быть пронумерованы и скреплены.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3 – 4 человек (или одноклассников, или учащихся других классов). Для выступления каждому учащемуся дается 5 – 7 минут. После выступления присутствующие могут задавать ему вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

 

 

Категорія: Статті | Додав: Litovka (28.10.2015)
Переглядів: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]